Превозмог себя и вчера сел за "Чернобыльскую молитву. Хронику будущего" Алексиевич. Еле дочитал, но таки осилил. Результат превзошёл все мои ожидания.
Итак рецензия:
Книга является сборником интервью людей имеющих отношение к событиям прошедших через авторский фильтр и названных "монологами". Итог являет собой гимн радиофобии на канве декларации неудачи науки и рационалистического восприятия, произошедшими вместе с распадом коммунистического 'монстра'', апокалиптических описаний с натуралистическими подробностями. Чернобыльская авария предстаёт явлением эпического масштаба с невероятными цивилизационными последствиями, которые ещё предстоит постичь, явлением, которое стало нациеобразующим для белорусов и одновременно источником их неописуемых страданий и, возможно, даже исчезновения. Мистицизм, обращение к христианскому Богу, традициям - столп силы "простого народа", который, правда, часто бьётся в истерике от невидимого врага и активно лечится единственным доступным, и, возможно действенным, средством - водкой. Интеллигенты, многие добавляющие стандартную фразу о том, что они успели познакомиться с Солжениценым и Шаламовым (очень принципиальная пара фамилий в опусе), не отстают, но, по видимому употребляют меньше алкоголя и больше камлают о крушении веры в науку. Если поверить в то, что написанное отражает реальное мышление население перестроечной и постперестроечной Беларуси, то приходится признать, что массовый и достаточно беспочвенный психоз имел место. К счастью, думаю, что легче предположить проблемы у одного человека, а не у миллионов людей, и предположить, что не только выборка материала была произведена крайне тенденциозно, но и авторский фильтр был крайне однобок, стремящийся во чтобы то ни стало произвести эпическое творение.
Тогдашняя, как на 2005 год - год окончания книги - неуёмная тяга Алексиевич к эпичности играет с ней злую шутку при чтении книги сейчас. Постоянные сравнение с войной, в т.ч. и эвакуаторов с карателями, оплакивание жучков, которых захоронили вместе с землёй, не говоря уже о собачках и кошечках, которых апокалиптические каратели расстреливали и добивали смотря в их добрые глаза - эти утраты представлены быть может как не менее страшные чем утрата человеческих жизней - это всё вырастает почти в мистический пафос. Кажется, будто ликвидаторов умерло не ~70 человек, а в тысячи раз больше, а мирное население умирает миллионами. А за всё это время зарегистрировано 4000 дополнительных случаев рака щитовидной железы, и нет практически никаких других последствий от малых доз радиации. Чернобыльский заповедник дикой природы - один из самых больших в Европе - дивно процветает.
Книга изобилует огромным количеством ошибок. Все они якобы были сообщены интервьерами или почерпнуты из газет. Проверкой фактов автор явно не озаботился. Радиационный фон в селах в 150 кюри на квадратный метр и 30000 микрорентген в час, животные чувствующие радиацию в цветущих полях и отворачивающихся от водопоя, мор мышек в цветущих полях, "что свинец при температуре семьсот градусов превращается в пар, а там было две тысячи градусов", "атомы свинца, песка и графита слеплялись и от ударов поднимались высоко в воздух", "расплав урана и графита", "правда, вот почему-то кошки все время чешутся и у коней сопли до земли", зашкаливающие трещащие дозиметры (а не счётчики Гейгера)... Подобного типа благоглупостей там десятки, если не сотни. Да, можно сказать, что автор лишь некритически предавал то, что ему говорили (хотя зачем же тогда делать паноптикум глупостей, если только не хочется продемонстрировать кашу в голове у населения ?). Но и авторский монолог настолько пафосен, что граничит с помешательством (далее репрезентативный фрагмент):
Alexievich wrote:Просто фактов уже не хватало, тянуло заглянуть за факт, войти в смысл происходящего... Голоса иногда пробивались как будто сквозь сон или бред, из параллельного мира. Рядом с Чернобылем все начинали философствовать. Становились философами. Храмы опять заполнились людьми... Верующими и недавними атеистами... Искали ответов, которые не могли дать физика и математика. Трехмерный мир раздвинулся, и я не встречала смельчаков, которые бы снова могли поклясться на Библии материализма. Ярко вспыхнула бесконечность. Замолчали философы и писатели, выбитые из знакомой колеи культуры и традиции. Интереснее всего в те первые дни было разговаривать не с учеными, чиновниками и военными с большими погонами, а со старыми крестьянами. Живут они без Толстого и Достоевского, без Интернета, но их сознание каким-то образом вместило в себя новую картину мира... Беспомощные крики животных... Они кричали на разных своих языках...
Об этом уже написано в Новом завете. Иисус Христос приходит в Иерусалимский храм и видит там животных, приготовленных к ритуальной жертве: с перерезанными горлами, истекающих кровью. Иисус закричал: " вы превратили
дом молитвы в вертеп разбойников". Он мог бы добавить - в бойню... Для меня сотни оставленных в зоне биомогильников те же древние капища. Только кому из богов? Богу науки и знания или Богу огня? В этом смысле Чернобыль дальше
Освенцима и Колымы. Дальше Холокоста. Он предлагает конечность. Упирается в ничто."
Касательно стилистики - уровень от посредственного до приближающегося к добротному. Слишком много посредственного "потока сознания" с огромным количеством троеточий, которое с учётом многочисленных ошибок создаёт впечатление неадекватности. Из всех монологов хороши лишь первый не авторский, и последний - это монологи молодых женщин потерявших мужей, без особого неуместного филосовствования, а просто поток болезненных воспоминаний. Наверное и автор понимал, что это самые лучшие части, что определило их расположение. Среди философствующих монологов лишь один относительно адекватный - от С.К. Фирсаковой. Умеренно адекватен так же матерящийся алкаш - единственный, кто показан в резко отрицательном смысле и который даёт фору многочисленному псевдо- учёному и инженерному составу, который, по крайней мере в авторской обработке несёт глупости, а порой просто несусветную ахинею.
Итак кратко - отношение к творению выраженно отрицательное. Не помню когда читал произведения хуже, и более насыщенное ошибочными фактами и ложными интерпретациями. Присуждение Нобелевской премии такому автору - за пределами понимания.